Назад в архив выпусков

Logo

БЮЛЛЕТЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 2001
Выпуск 1-й

Оптовый продовольственный рынок “Отрадное”

Существовавшая в рамках централизованно планируемой экономики система снабжения Москвы плодоовощной продукцией решала проблему обеспечения города ограниченным ассортиментом недорогой продукции, ориентируясь в основном на среднего потребителя. Она не могла обеспечить должное качество и разнообразие фруктов и овощей в рационе москвичей.

С переходом к рыночным отношениям к старым проблемам добавились новые. Приватизация, изменение условий торговли и ценообразования, более направленная мотивация на получение дохода от производственной и коммерческой деятельности в значительной мере разрушили прежние связи, сложившиеся в распределительной системе. Зарождение новых связей, основанных на качественно иных принципах взаимоотношений, происходило медленно и неустойчиво из-за отсутствия опыта работы в условиях рынка и конкуренции.

Ситуация усугублялась неблагоприятной экономической политикой в сфере АПК: отсутствием протекционизма по отношению к внутреннему производителю, отменой или сокращением субсидий, отсутствием антимонопольного законодательства, диспаритетом цен на ресурсы, продукцию и услуги. Все перечисленные условия на фоне общего снижения покупательной способности населения поставили плодоовощной сектор вообще и систему снабжения фруктами и овощами, в частности, в сложное финансовое положение.

В этот период все плодоовощные базы столкнулись с ситуацией, что их традиционные виды деятельности (сезонные закупки и хранение больших количеств овощей и фруктов в городских условиях) не являются прибыльными и не дают им финансовых возможностей для существования в рыночной экономике. Необходимо было освоить новые виды деятельности, соответствующие потребительскому спросу, создавать систему маркетинга продовольствия с такими преимуществами, как сокращение потерь при движении от производителя к потребителю, улучшение условий хранения и качества продукции. Постепенно плодоовощные базы начали перестраивать свой бизнес и заниматься сдачей в краткосрочную и долгосрочную аренду хранилищ (охлаждаемых и неохлаждаемых) коммерческим фирмам, улучшением качества и презентации продукции для получения более высокой цены (улучшение условий хранения качественная сортировка, калибровка, упаковка, этикетаж), предоставлением всего набора услуг по хранению и обработке грузов, включая управление товарными запасами, сортировка, упаковка и т.д., предоставлением торговых площадей фирмам, улучшением или расширением деятельности по переработке продукции.

Сложившаяся в секторе ситуация требовала разработки и практического применения принципиально новой концепции развития оптовой торговли. Поэтому возникла и получила развитие идея создания единого оптового рынка в Московском регионе с участием и на основе интересов специализированных сельскохозяйственных предприятий овощеводческого направления и бывших плодоовощных баз.

В общий проект развития рыночной инфраструктуры были включены в качестве компонентов подпроекты реорганизации и реконструкции бывших плодоовощных баз Москвы. Одним из таких подпроектов является проект оптового продовольственного рынка "Отрадное".

Данный оптовый рынок призван заменить существующую систему распределения на новую, которая, с одной стороны, будет вынуждать производителей реагировать на потребности и предпочтения покупателей, а с другой - снижать потери и регулировать цены на продовольствие путем их установления.

В рамках данного проекта преобразована часть хранилищ, принадлежащих АОЗТ "Отрадное" (2 капустохранилища) и ГУП “Ростокино” (2 капустохранилища) в пилотную модель оптового продовольственного рынка - ОАО "Оптовый продовольственный рынок "Отрадное".

Плодоовощная база уже уменьшила свои функции, связанные с сезонными закупками продукции и ее долгосрочным хранением (часть хранилищ сдается в аренду, часть трансформируется в оптовый рынок). Организация оптового продовольственного рынка даст возможность улучшить ассортимент и качество продукции, поставляемой потребителям, увеличить стимулы для производителей сельскохозяйственной продукции, предоставив им возможность участвовать в оптовых торгах на рынке.

Задача рынка состоит в том, чтобы создать возможности совершения прямых сделок между большим количеством производителей сельскохозяйственной продукции и оптовых поставщиков продовольствия, с одной стороны, и их покупателями, с другой, что будет способствовать прямому выходу производителей на рынок и сокращению посреднических звеньев в цепи “производитель - потребитель”.

Участниками торговли плодоовощной продукцией на оптовом рынке являются продавцы (поставщики) и покупатели. В качестве продавцов плодоовощной продукции выступают сельские товаропроизводители и их объединения, предприятия пищевой промышленности, торгово-сбытовые компании, оптовые компании.

Покупателями плодоовощной продукции являются различные предприятия розничной торговли, магазины, торгующие овощами и фруктами, предприятия общественного питания (столовые, кафе, рестораны), торгово-закупочные предприятия, предприятия пищевой промышленности и другие заготовительные организации.

Суть проекта заключалась в создании оптового и мелкооптового рынков с базой хранения, торговыми и офисными площадями.

На данный момент модернизировано четыре здания капустохранилищ с организацией двух павильонов для крупнооптовой торговли и двух павильонов для мелкооптовой торговли. Территория между зданиями может использоваться для организации движения транспорта продавцов и покупателей и, частично, для организации мелкооптовой торговли сезонного характера.

В зданиях для крупнооптовой торговли организовано 16 торговых мест с офисами продавцов, выставками и камерами хранения продукции, общей площадью 5616 кв.м. В зданиях "мелкого" опта - не менее 104 торговых мест с офисами продавцов, выставками и камерами хранения продукции, общей площадью 4368 кв.м.

Оптовый рынок не является собственником продукции, и его деятельность ориентирована на обслуживание участников оптовых торгов.

Управляющей компанией предоставляются следующие услуги частникам рынка:

  • обеспечение складскими, торговыми, офисными помещениями (включая отопление, освещение, вентиляцию и др.) на условиях аренды;
  • информационно-справочные услуги (предложение товаров, объемы продаж, цены и т.д. );
  • возможности аренды дополнительных складских помещений.

Привлеченными организациями и субподрядчиками предоставляются следующие услуги участникам рынка:

  • обеспечение необходимыми торгово-техническим, подъемно-транспортным, погрузочно-разгрузочным и весо-измерительным оборудованием;
  • техническое обслуживание холодильного, торгового и иного оборудования;
  • сертификация и контроль качества товаров, реализуемых на оптовом рынке;
  • транспортное обслуживание;
  • выполнение внутрискладского перемещения товаров, разгрузки и погрузки грузов;
  • охраняемая парковка автотранспорта;
  • обеспечение сохранности товаров в пределах арендованных зон хранения и торговли;
  • банковские, страховые и нотариальные услуги;
  • уборка территории, складских, торговых и офисных помещений;
  • услуги предприятий общественного питания;
  • услуги по товарной подработке продукции.

Реализация указанных функций и задач позволит создать благоприятные условия производителям, покупателям и посредникам для совершения оптовых операций на основе конкуренции и сокращения издержек обращения, отрегулировать систему распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, транспортного и информационного обеспечения.

На оптовом рынке предполагается открыть отделения банка и страховой компании, нотариальной и юридической фирмы. Помимо обычного финансового обслуживания банк может предоставлять краткосрочные и среднесрочные кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям и оптовикам.

При исторически сложившемся положении, т.е. до начала реконструкции, основным источником поступлений являлась выручка от реализации продукции после хранения. Деятельность оптового рынка не предусматривает закупку продовольствия, а также его реализацию в розничную и мелкооптовую торговлю.

Поступления предполагаются в форме арендной платы фирмами-арендаторами за пользование холодильными камерами, офисными помещениями и торговыми площадями, а также в виде платы за услуги по доработке и упаковке продукции, сертификации и контролю качества продукции, аренды платной автостоянки.

Т.Н. Матвеичева, кафедра ИКТ МСХА

Бюллетень ИКС МО - выпуск 1-й (2001)

Главная страница | Цели и задачи | Наш коллектив | Календарь | Семинары | Информация | Филиалы
Материалы | Партнеры | Ссылки |
Обратная связь | Кафедра | Фотоархив
| Дистанционное обучение

 

Назад в архив
выпусков