СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК В РАМКАХ ПРОЕКТА ПОДДЕРЖКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ (АРИС)

В соответствии с Соглашением о займе от 22 июня 1994 года между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в настоящее время реализуется Проект поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве (АРИС - Agriculture Reform Implementation Support).

Проект предусматривает создание системы рыночной информации во всех субъектах Российской Федерации и информационно- консультационной службы АПК в 30 регионах, в экономике которых аграрный сектор имеет важное значение. Основными задачами создаваемой системы рыночной информации в АПК являются: обеспечение всех объектов хозяйствования оперативной конъюнктурной информацией о ценах и объемах реализации (закупок) сельскохозяйственной продукции и продуктах питания на всех этапах прохождения (от производителей, оптовых покупателей, перерабатывающих предприятий и т.п. до реализации в розничной торговой сети и на колхозных рынках). Это позволит сельским товаропроизводителям и прочим субъектам аграрного рынка лучше ориентироваться в условиях рыночной экономики; разработка на основе объективных данных адекватных мер по государственному регулированию рынка в АПК; подготовка и распространение регулярных аналитических материалов о состоянии и тенденциях развития рынков сельскохозяйственной продукции в целом по республике и по отдельным регионам и продуктам.

Функционирование системы будет осуществляться на единой правовой, организационной, методической и технической основе. Ее организационная структура будет состоять из центральной Службы рыночных новостей и экономического анализа, расположенной в Минсельхозпроде России, и ее местных подразделений в областных (краевых, республиканских) и районных органах управления агропромышленным комплексом. Сбором и обработкой конъюнктурной информации будут заниматься сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку. Распространение оперативной информации на всех уровнях будет производиться бесплатно через средства массовой информации, телекоммуникационные сети, а также с помощью факсов, автоответчиков, бюллетеней и т. п., и платно - по индивидуальным заказам. Органам государственного управления, управлениям сельского хозяйства, управлениям государственной статистики информация будет предоставляться бесплатно.

Основной задачей создаваемой информационно-консультационной службы АПК является развитие конкурентоспособности аграрного сектора путем оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений, более эффективном ведении хозяйства.

Функции информационно-консультационной службы АПК предусматривают:

  • содействие сельским товаропроизводителям в выявлении и формулировании их проблем, анализе вариантов и обоснованном выборе решений, повышении мотивации сельских товаропроизводителей в реализации принятых решений, оценке их результатов и обмене информацией с другими сельскими товаропроизводителями; предоставление объективной и постоянно обновляемой информации по различным аспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая новые технологии и методы ведения хозяйства;
  • консультирование по эффективному планированию и управлению хозяйством, финансовому и инвестиционному анализу, оптимизации использования ресурсов, с учетом экологических требований; обеспечение обратной связи органов управления и научно-исследовательских институтов с сельскими товаропроизводителями с целью выработки эффективных мер государственной аграрной политики;
  • интеграцию знаний и информации из различных, (в том числе, международных), источников, ориентацию аграрной науки на проведение прикладных исследований по проблемам сельских товаропроизводителей с целью выработки практических рекомендаций; инициирование изменений в методах ведения хозяйства, содействие распространению инноваций в аграрном секторе.

С целью реализации компонента "Информационно-консультационная служба АПК" проекта АРИС на федеральном уровне сформирована Группа реализации компонента проекта (ГРКП), которую возглавляет руководитель Департамента науки и технического прогресса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

В структуре вышеупомянутого Департамента Отдел информационно-консультационного обеспечения обеспечивает взаимодействие с региональными информационно-консультационными службами, а также координирует деятельность организаций федерального уровня, участвующих в данном компоненте.

Основными функциями информационно-консультационной службы федерального уровня является научно-методическое обеспечение Выбор организационной модели информационно-консультационной службы, в наибольшей степени соответствующей определенным задачам и функциям региональной службы, а также местным условиям, осуществляется непосредственно регионом. На региональном уровне служба может быть сформирована в структуре министерства (управления, департамента) сельского хозяйства и продовольствия республики (края, области, автономного образования), в виде некоммерческой организации с юридическим статусом государственного предприятия (учреждения) при региональном органе АПК, или на базе научно-исследовательских, образовательных учреждений (в частности, институтов переподготовки и повышения кадров), ассоциаций сельских товаропроизводителей. Институциональная структура на районном уровне определяется общей региональной моделью. Но, как правило, на этапе становления информационно-консультационная служба формируется в структуре районных управлений (департаментов) сельского хозяйства и продовольствия путем частичного изменения функций отраслевых специалистов.

Несмотря на различия в организационной структуре целостность информационно-консультационной службы АПК России определяется следующими важнейшими принципами:

  • Служба стремиться действовать в интересах сельских товаропроизводителей, в той мере, в какой они не противоречат общественным интересам, и призвана обеспечивать эффективное взаимодействие всех организаций, ведомств (предприятий), влияющих на развитие аграрного сектора, с целью решения проблем сельских товаропроизводителей.
  • Отношения с сельскими товаропроизводителями строятся исключительно на основе доверия и партнерства, и сотрудники службы не вправе заниматься какой-либо деятельностью, позволяющей влиять на принятие экономических решений сельскими товаропроизводителями способами, отличными от обучения и убеждения (например, распределением материальных и финансовых ресурсов, рекламой, выполнять функции государственного контроля и инспектирования).
  • Для обеспечения действительной ориентации на проблемы и интересы сельских товаропроизводителей служба стремится в максимально возможной степени вовлекать сельских товаропроизводителей в планирование, реализацию и оценку информационно-консультационной деятельности непосредственно или через консультативные советы федерального, регионального и районного уровней.
  • Служба стремится реагировать не только на текущие проблемы сельских товаропроизводителей, но на основе анализа тенденций развития экономики, прогнозировать, какие проблемы возникнут в будущем, и, соответственно, создавать осведомленность о них у сельских товаропроизводителей, нацеливать аграрную науку на их решение и инициировать изменения в методах ведения хозяйства.
  • С целью защиты интересов сельских товаропроизводителей служба призвана предоставлять сельским товаропроизводителям действительно объективную и проверенную информацию о новых технологиях, методах ведения хозяйства, передовом опыте.

Для успешного выполнения своих задач и функций службе необходимо применять партнерский (демократический) стиль управления и принятия решений, организовывать свободный и эффективный обмен мнениями и информацией внутри службы, постоянное повышение квалификации и мотивации сотрудников.

В своей деятельности служба ни в коей мере не ориентируется на получение прибыли, но функционирует на основе частичной окупаемости затрат (введение механизма частичного возмещения растущих постоянных и переменных затрат предусмотрено вышеупомянутым Соглашением о займе).

В отличие от сложившейся структуры государственного управления АПК, информационно-консультационная служба должна быть максимально возможно децентрализована, то есть основные решения по организационной модели, стратегии, приоритетам деятельности, кадровой политике и методам взаимодействия с сельскими товаропроизводителями должны приниматься на региональном уровне.

Информационно-консультационная деятельность осуществляется различными методами: массовыми (через открытую распределенную компьютерную сеть, телевидение, радио, публикации), групповыми (демонстрации, обсуждения) и индивидуальными. Распространение информации по аграрным проблемам, представляющим общенациональную значимость, осуществляется Пресс-видео центром Минсельхозпрода России (в виде печатной продукции и видеофильмов) и Главным вычислительным центром Минсельхозпрода России в электронном виде через открытую распределенную компьютерную сеть.

Реализация Проекта АРИС в регионах финансируется из средств займа, предоставленного МБРР Правительству Российской Федерации, и средств регионального бюджета. Часть средств займа на закупку системообразующего информационно-компьютерного оборудования (приблизительно 30% от стоимости всего оборудования) предоставляется региону на безвозмездной основе. Другая часть займа МБРР предоставляется региону в форме субзайма со сроком погашения 17 лет, из которых в течение 5 лет выплачиваются только проценты (около 8% годовых) и комиссия на неиспользованную сумму субзайма (0.25% годовых). Средства субзайма используются для закупки необходимого компьютерного и коммуникационного оборудования с периферией, оргтехники, учебного и типографского оборудования, транспортных средств. Из этих средств также осуществляется возмещение 30% затрат по ремонту помещений, а также для обучение руководителей и специалистов вышеуказанных информационных служб. Из региональных бюджетов покрываются налоги, таможенные платежи и сборы на закупаемое оборудование, эксплутационные расходы по функционированию информационных систем, а также 70% затрат по ремонту помещений. К настоящему времени 25 субъектов Российской Федерации подписали договоры субзаймов между Минфином России, Минсельхозом России и Администрацией (Правительством) субъекта Российской Федерации.

Многочисленные исследования по экономической эффективности инвестиций в информационно-консультационную службу свидетельствуют об исключительно высокой норме окупаемости (30 - 100% в развитых странах), что делает подобные проекты привлекательными для крупнейших финансово-кредитных организаций (например, Всемирного банка) и правительств. Информационно-консультационная служба является наиболее эффективным средством для повышения конкурентоспособности аграрного сектора, а, следовательно, и экономики в целом, так как воздействует на главные факторы, определяющие конкурентоспособность: интеллектуальный потенциал и мотивацию нации. Не случайно, поэтому, что страны, где государство уделяло большое внимание развитию эффективно действующих информационно-консультационных служб (США, Нидерланды, Дания, Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Новая Зеландия), в настоящее время являются ведущими мировыми аграрными экспортерами. Очень важно также отметить, что, как правило, подобные службы (extension services) во многих странах создавались в периоды глубочайших продовольственных и финансовых кризисов, когда нация не могла обеспечить свои потребности в продовольствии (Ирландия), аграрный сектор переживал структурную перестройку (Нидерланды, Дания) и государство не желало оказывать поддержку неэффективному сельскохозяйственному производству (США, Канада, Соединенное Королевство).

В настоящее время в России сложились все условия для формирования действенной информационно-консультационной службы, учитывая отсутствие бюджетных средств, а, следовательно, и невозможность для государства оказывать поддержку неконкурентоспособному производству, а также высокий уровень развития науки и интеллектуальный и творческий потенциал нации. Россия обречена на успех в этом начинании.

Специалисты Группы реализации проекта АРИС
Н.С. Романова, Е.И. Береснева


Первая страница Всемирный банк Европейский Союз Ноу-хау фонд Другие