СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК В РАМКАХ ПРОЕКТА ПОДДЕРЖКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ (АРИС)
В соответствии с Соглашением о займе от 22 июня 1994 года между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в настоящее время реализуется Проект поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве (АРИС - Agriculture Reform Implementation Support). Проект предусматривает создание системы рыночной информации во всех субъектах Российской Федерации и информационно- консультационной службы АПК в 30 регионах, в экономике которых аграрный сектор имеет важное значение. Основными задачами создаваемой системы рыночной информации в АПК являются: обеспечение всех объектов хозяйствования оперативной конъюнктурной информацией о ценах и объемах реализации (закупок) сельскохозяйственной продукции и продуктах питания на всех этапах прохождения (от производителей, оптовых покупателей, перерабатывающих предприятий и т.п. до реализации в розничной торговой сети и на колхозных рынках). Это позволит сельским товаропроизводителям и прочим субъектам аграрного рынка лучше ориентироваться в условиях рыночной экономики; разработка на основе объективных данных адекватных мер по государственному регулированию рынка в АПК; подготовка и распространение регулярных аналитических материалов о состоянии и тенденциях развития рынков сельскохозяйственной продукции в целом по республике и по отдельным регионам и продуктам. Функционирование системы будет осуществляться на единой правовой, организационной, методической и технической основе. Ее организационная структура будет состоять из центральной Службы рыночных новостей и экономического анализа, расположенной в Минсельхозпроде России, и ее местных подразделений в областных (краевых, республиканских) и районных органах управления агропромышленным комплексом. Сбором и обработкой конъюнктурной информации будут заниматься сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку. Распространение оперативной информации на всех уровнях будет производиться бесплатно через средства массовой информации, телекоммуникационные сети, а также с помощью факсов, автоответчиков, бюллетеней и т. п., и платно - по индивидуальным заказам. Органам государственного управления, управлениям сельского хозяйства, управлениям государственной статистики информация будет предоставляться бесплатно. Основной задачей создаваемой информационно-консультационной службы АПК является развитие конкурентоспособности аграрного сектора путем оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений, более эффективном ведении хозяйства. Функции информационно-консультационной службы АПК предусматривают:
С целью реализации компонента "Информационно-консультационная служба АПК" проекта АРИС на федеральном уровне сформирована Группа реализации компонента проекта (ГРКП), которую возглавляет руководитель Департамента науки и технического прогресса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В структуре вышеупомянутого Департамента Отдел информационно-консультационного обеспечения обеспечивает взаимодействие с региональными информационно-консультационными службами, а также координирует деятельность организаций федерального уровня, участвующих в данном компоненте. Основными функциями информационно-консультационной службы федерального уровня является научно-методическое обеспечение Выбор организационной модели информационно-консультационной службы, в наибольшей степени соответствующей определенным задачам и функциям региональной службы, а также местным условиям, осуществляется непосредственно регионом. На региональном уровне служба может быть сформирована в структуре министерства (управления, департамента) сельского хозяйства и продовольствия республики (края, области, автономного образования), в виде некоммерческой организации с юридическим статусом государственного предприятия (учреждения) при региональном органе АПК, или на базе научно-исследовательских, образовательных учреждений (в частности, институтов переподготовки и повышения кадров), ассоциаций сельских товаропроизводителей. Институциональная структура на районном уровне определяется общей региональной моделью. Но, как правило, на этапе становления информационно-консультационная служба формируется в структуре районных управлений (департаментов) сельского хозяйства и продовольствия путем частичного изменения функций отраслевых специалистов. Несмотря на различия в организационной структуре целостность информационно-консультационной службы АПК России определяется следующими важнейшими принципами:
Для успешного выполнения своих задач и функций службе необходимо применять партнерский (демократический) стиль управления и принятия решений, организовывать свободный и эффективный обмен мнениями и информацией внутри службы, постоянное повышение квалификации и мотивации сотрудников. В своей деятельности служба ни в коей мере не ориентируется на получение прибыли, но функционирует на основе частичной окупаемости затрат (введение механизма частичного возмещения растущих постоянных и переменных затрат предусмотрено вышеупомянутым Соглашением о займе). В отличие от сложившейся структуры государственного управления АПК, информационно-консультационная служба должна быть максимально возможно децентрализована, то есть основные решения по организационной модели, стратегии, приоритетам деятельности, кадровой политике и методам взаимодействия с сельскими товаропроизводителями должны приниматься на региональном уровне. Информационно-консультационная деятельность осуществляется различными методами: массовыми (через открытую распределенную компьютерную сеть, телевидение, радио, публикации), групповыми (демонстрации, обсуждения) и индивидуальными. Распространение информации по аграрным проблемам, представляющим общенациональную значимость, осуществляется Пресс-видео центром Минсельхозпрода России (в виде печатной продукции и видеофильмов) и Главным вычислительным центром Минсельхозпрода России в электронном виде через открытую распределенную компьютерную сеть. Реализация Проекта АРИС в регионах финансируется из средств займа, предоставленного МБРР Правительству Российской Федерации, и средств регионального бюджета. Часть средств займа на закупку системообразующего информационно-компьютерного оборудования (приблизительно 30% от стоимости всего оборудования) предоставляется региону на безвозмездной основе. Другая часть займа МБРР предоставляется региону в форме субзайма со сроком погашения 17 лет, из которых в течение 5 лет выплачиваются только проценты (около 8% годовых) и комиссия на неиспользованную сумму субзайма (0.25% годовых). Средства субзайма используются для закупки необходимого компьютерного и коммуникационного оборудования с периферией, оргтехники, учебного и типографского оборудования, транспортных средств. Из этих средств также осуществляется возмещение 30% затрат по ремонту помещений, а также для обучение руководителей и специалистов вышеуказанных информационных служб. Из региональных бюджетов покрываются налоги, таможенные платежи и сборы на закупаемое оборудование, эксплутационные расходы по функционированию информационных систем, а также 70% затрат по ремонту помещений. К настоящему времени 25 субъектов Российской Федерации подписали договоры субзаймов между Минфином России, Минсельхозом России и Администрацией (Правительством) субъекта Российской Федерации. Многочисленные исследования по экономической эффективности инвестиций в информационно-консультационную службу свидетельствуют об исключительно высокой норме окупаемости (30 - 100% в развитых странах), что делает подобные проекты привлекательными для крупнейших финансово-кредитных организаций (например, Всемирного банка) и правительств. Информационно-консультационная служба является наиболее эффективным средством для повышения конкурентоспособности аграрного сектора, а, следовательно, и экономики в целом, так как воздействует на главные факторы, определяющие конкурентоспособность: интеллектуальный потенциал и мотивацию нации. Не случайно, поэтому, что страны, где государство уделяло большое внимание развитию эффективно действующих информационно-консультационных служб (США, Нидерланды, Дания, Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Новая Зеландия), в настоящее время являются ведущими мировыми аграрными экспортерами. Очень важно также отметить, что, как правило, подобные службы (extension services) во многих странах создавались в периоды глубочайших продовольственных и финансовых кризисов, когда нация не могла обеспечить свои потребности в продовольствии (Ирландия), аграрный сектор переживал структурную перестройку (Нидерланды, Дания) и государство не желало оказывать поддержку неэффективному сельскохозяйственному производству (США, Канада, Соединенное Королевство). В настоящее время в России сложились все условия для формирования действенной информационно-консультационной службы, учитывая отсутствие бюджетных средств, а, следовательно, и невозможность для государства оказывать поддержку неконкурентоспособному производству, а также высокий уровень развития науки и интеллектуальный и творческий потенциал нации. Россия обречена на успех в этом начинании. Специалисты Группы реализации проекта АРИС |
|