ЦОК

ЦОК ИКС АПК
Статьи и выступления сотрудников


Система консультационной службы в сельском хозяйстве Германии.

Филатов А.И.

Для отражения деятельности консультационной службы в сельском хозяйстве Германии как системы рассмотрим ряд основных характеристик ее элементов и проследим взаимосвязи между ними. Для структуризации консультационной системы сгруппируем ее элементы по ряду классификационных признаков.

По формам финансирования консультационная служба Германии выступает как:

  • государственная,

  • полугосударственная,

  • частная.

По принадлежности к управляющим структурам консультационные бюро могут создаваться:

  • при Министерстве сельского хозяйства,

  • при Сельскохозяйственной Палате,

  • при Крестьянском Союзе,

  • при Союзе Женщин,

  • при отраслевых объединениях,

  • при фирмах, обслуживающих сельское хозяйство,

  • как свободные и независимые консультационные бюро.

Консультационная служба Германии как система проявляется в многообразии сочетаний ее элементов по федеральным землям. Рассмотрим типичные сочетания и проявления элементов консультационной службы.

 Консультационная служба в земле Baden-Wurttemberg.

В земле Baden-Wurttemberg доминирующее значение имеет государственная консультационная служба при Министерстве сельского хозяйства. В Министерстве имеется подотдел " Обучения и консультирования", который координирует работу районных (окружных) консультационных бюро. Подотдел состоит из трех человек, которые курируют работу по направлениям: консультирование, обучение и повышение квалификации.

В земле Baden-Wurttemberg имеется около 50 районных ( окружных) управлений сельского хозяйства. Районные (окружные) управления сельского хозяйства, функции которых основаны на консультировании и обучении сельского товаропроизводителя, состоят из ряда отделов и имеют общую численность персонала в среднем 20 - 25 человек. Центральное место в структуре районного управления занимает отдел "Консультирования и обучения". В отделе работают консультанты по следующим направлениям:

  • животноводство ( скотоводство, овцеводство ),

  • общее растениеводство,

  • защита растений,

  • защита земли и водных ресурсов.

Консультанты являются государственными служащими ( с вытекающими отсюда правами и обязанностями ). Нагрузка на одного государственного консультанта составляет 100-150 крестьянских дворов.

Функции государственного консультанта:

  • проведение государственной политики в области сельского хозяйства,

  • консультирование крестьян по отраслевым вопросам ( по ограниченному кругу вопросов),

  • помощь в оформлении дотаций,

  • сбор статистической информации,

  • контроль за соблюдением норм (экологических) и квот ( производственных) ведения сельского хозяйства.

В районе (округе ) имеются 2-3 отраслевых консультанта, финансирование деятельности которых носит полугосударственный характер. Оплата их работы производится тем или иным производственным объединением ( по свиноводству, по производству молока и т. п. ), при этом 50 % затрат по содержанию такого консультанта компенсируется государством ( землей Baden-Wurttemberg).

Прием на работу консультанта осуществляется на конкурсной основе.

В отдельных районных ( окружных ) управлениях сельского хозяйства имеется хорошо оборудованный Центр обучения ( Сельскохозяйственный техникум). Одной из функций консультантов в таких районах является преподавание в Центре обучения.

Консультационная служба в земле Nordrhein-Westfalen в области Westfalen-Lippe.

В ряде федеральных земель Германии основные функции по управлению сельским хозяйством переданы от Министерства сельского хозяйства Сельскохозяйственной Палате. Типичным примером такой передачи является деятельность Сельскохозяйственной Палаты Westfalen-Lippe ( в земле Nordrhein-Westfalen ).

В Westfalen-Lippe консультационная служба функционирует в рамках Сельскохозяйственной Палаты и по характеру финансирования является полугосударственной. В структуре Палаты Westfalen-Lippe одно из центральных мест занимает отдел " Развития предпринимательства, содействия и рынка, консультирования", в котором первым подотделом является подотдел " Консультирование экономики хозяйства ... ". Финансирование Сельскохозяйственной Палаты осуществляется на 48 % государством ( федеральной землей) и 52 % крестьянами, как взнос за членство (обязательное) в Сельскохозяйственной Палате. Взнос за членство в Сельскохозяйственной Палате Westfalen-Lippe составляет 0,65 % от оценочной стоимости имущества крестьянского двора ( в среднем 800 DM с предприятия ).

Сельскохозяйственная Палата Westfalen-Lippe имеет районные представительства, в рамках которых функционируют районные консультационные службы. Численность районной консультационной службы при Сельскохозяйственной Палате Westfalen-Lippe составляет в среднем 20 человек. В ее состав входят консультанты по следующим направлениям:

  • защита земли и водных ресурсов,

  • бухгалтерский учет,

  • свиноводство,

  • молочное скотоводство,

  • откорм КРС,

  • кормление и селекция животных,

  • общее растениеводство и защита растений,

  • по ведению крестьянского хозяйства,

  • по финансовым вопросам,

  • методисты сельскохозяйственных техникумов.

Рабочие районы (округа ) [Arbeitskreis] , которые обслуживаются консультантами Сельскохозяйственной Палаты, бывают двух типов (A и B). Консультационный округ "тип А" функционирует как товарищество по обмену опытом (технологическая информация ) и не включает обмен бухгалтерской отчетностью. Консультационный округ "тип В" предполагает обмен всей информацией с детальным разбором экономической ситуации в каждом предприятии.

Консультационные округа "тип В" функционируют чаще всего в рамках объединений хозяйств одинаковой специализации, финансирование деятельности консультантов происходит 50 : 50 (государство : объединение).

Нагрузка на полугосударственного консультанта в районном представительстве Сельскохозяйственной Палаты Westfalen-Lippe около 50 крестьянских дворов.

Все информационные потоки по консультационной службе в Сельскохозяйственной Палате Westfalen-Lippe обслуживаются компьютерно-факсовой системой. В консультационной службе районного и земельного уровня работают совместимые программные продукты по отраслевому и финансово-экономическому учету и анализу.

Сельскохозяйственная Палата имеет ряд научно-исследовательских институтов и опытных станций. Научно-исследовательский Центр на окраине города Muenster включает в себя научно-исследовательские институты по ветеринарии, почвоведению и защите среды обитания.

Опытная станция в Haus Duesse располагает научно-исследовательской базой, которая позволяет вести исследования по основным интересующим практиков (крестьян) направлениям, и функционирует как учебно-методический и консультационный центр (как бывш. ВДНХ в земельном масштабе).

Финансирование обучения и повышения квалификации крестьян осуществляется в следующих пропорциях:

- государство 70 %,

- крестьяне 15 %,

- прочие каналы (объединения, спонсоры и т.п.) 15 %.

Консультирование крестьянских дворов при поддержке Сельскохозяйственной Палаты Westfalen-Lippe осуществляет также и Союз крестьянок.

Направления деятельности консультационной службы Союза крестьянок в сельском хозяйстве:

- семейные дома престарелых, семейные крестьянские дворы с участием лиц преклонного возраста и т. п.,

- отдых на крестьянском дворе,

- модельные проекты по увеличению занятости женщин на селе,

- обучение и переквалификация крестьянок,

- создание сервисных бюро по организации празднеств в крестьянском старинном стиле.

Союз крестьянок как часть Крестьянского Союза (самостоятельная организация) проводит свою политику в Westfalen-Lippe через Сельскохозяйственную Палату.

Функционирование частного бюро консультантов в городе Goettingen (земля Нижняя Саксония ).

Консультационное бюро в городе Goettingen функционирует как частное бюро партнеров по консультированию. Бюро объединяет 6 консультантов. Консультанты работают самостоятельно, но для ведения документации и обмена информацией объединились в бюро.

Частный консультант обслуживает широкий спектр вопросов, но основной акцент в деятельности консультантов частного бюро - экономика предприятия ( инвестиционные проекты, проектирование развития хозяйства, бизнес-план для получения кредитов, заявка в банк и т.п.). Круг консультируемых [ Beratungsring] предприятий партнеров частного бюро не ограничивается рамками одной земли. В состав консультируемых предприятий данного бюро входят как мелкие крестьянские дворы "западных" земель, так и крупные (по германским меркам) предприятия "восточных" земель.

Нагрузка на одного частного консультанта колеблется от 30 до 50 хозяйств. Средняя частота посещения консультантом обслуживаемого хозяйства 4 раза в год. Взаимоотношения между консультантом и хозяйством регулируются письменным или устным договором. Оплата труда частного консультанта пропорционально затраченному на консультирование время (повременная).

Частное бюро консультантов в основном обслуживает крупные сельскохозяйственные предприятия. Мелкие крестьянские дворы в земле Нижняя Саксония консультирует объединение консультантов функционирующее в рамках Сельскохозяйственной Палаты. Структура финансирования этого консультационного объединения: 30 % государственное финансирование за консультирование мелких крестьянских дворов и 70 % за счет взносов крестьян за членство в Сельскохозяйственной Палате (в земле Нижняя Саксония взнос 0,9 % от оценочной стоимости имущества крестьянина).

Консультационная служба в земле Hessen.

В земле Hessen имеется государственная консультационная служба, преимущества и недостатки которой были рассмотрены на примере консультационной службы земли Baden-Wuerttemberg. По этому остановимся только на особенностях консультационной службы земли Hessen.

Одной из форм консультационных служб может быть частное консультационное бюро (товарищество с ограниченной ответственностью [GmBH]) как дочернее предприятие Крестьянского Союза, как альтернатива государственной консультационной службе. Основной круг вопросов консультирования - экономика предприятия. Интерес представляет финансирование частного консультационного бюро на основе абонементной платы за консультационные услуги. Абонементная плата взымается за комплекс услуг по консультированию:

- информационный пакет документов

- телефонное консультирование по "горячим" вопросам.

Плата дифференцируется по специализации и количеству отраслей хозяйства. Дополнительная плата (льготная для оплатившего абонемент) за единоличное консультирование предприятия и включает повременную оплату за консультационные услуги и транспортные расходы консультанта.

Консультационная служба в земле Mecklenburg-Vorpommern.

Консультационная служба земли Mecklenburg-Vorpommern представляет интерес тем, что она работает в условиях преобразования сельскохозяйственных предприятий бывш. ГДР в крестьянские дворы и крупные сельскохозяйственные предприятия различной организационно-правовой структуры.

Консультационная служба земли Mecklenburg-Vorpommern основана на частных консультационных бюро, которые имеют статус товариществ с ограниченной ответственностью [ GmBH ]. Основные направления консультирования прослеживаются в названиях объединений консультантов:

- отраслевые объединения (скотоводство, свиноводство, овцеводство, садоводство, рыбоводство)

- экономические проблемы (маркетинг, развитие хозяйств, экономика хозяйства)

- консультирование по экологическим вопросам.

Одним из крупных частных бюро консультирующих сельскохозяйственные предприятия в "восточных" землях является LMS (Landwirtschaftsberatung Mecklenburg-Vorpommern), расположенное недалеко от города Neubrandenburg. В данном консультационном бюро работают 60 человек. В структуре LMS имеются лаборатории по исследованию почвы и по разработке программных продуктов. а также 4 научно-исследовательские станции.

Основными направлениями консультирования в данном бюро являются:

- ведение хозяйства (экономика предприятия, реструктурирование предприятий, маркетинг)

- отраслевое консультирование (скотоводство, рыбоводство )

- кормление животных

- экологическое хозяйство.

Бюджет LMS на 70 % состоит из государственных средств и 30 % оплата сельскохозяйственными предприятиями консультационных услуг. Бюро обслуживает около 180 предприятий. Оплата за консультационные услуги производится на основе договора и состоит из двух частей: абонементной платы и платы за консультации. Абонементная плата (постоянная величина) дифференцируется по размерам предприятия (два уровня: малое и большое предприятие). Плата за консультации зависит от размера площади и от поголовья скота. За абонементную плату консультационное бюро проводит следующую работу:

- подготовка и рассылка информационных материалов,

- консультирование по телефону.

При заключении договора на консультирование (с оплатой за консультирование) консультант 4 раза в год посещает хозяйство и бюро организует семинары для крестьян по "горячим" вопросам.