ЦОК

ЦОК ИКС АПК
Статьи и выступления сотрудников


Перспективы развития системы обучения кадров
информационно-консультационной службы АПК

Кошелев В.М.

Процесс создания в России новой информационно-консультационной службы осложняется рядом факторов, важнейшим из которых является недостаток соответствующим образом подготовленных кадров всех категорий и на всех уровнях. В соответствии с концепцией реализации проекта АРИС функцию обучения призван выполнять Федеральный Центр. Однако возможности Центра не соответствуют поставленной задаче. Масштабы страны, ее территориальная протяженность, различия в природных, климатических, экономических и прочих условиях требуют создания целой сети региональных и межрегиональных учебных центров, которые могли бы обеспечить эффективную подготовку большого числа сотрудников службы различного профиля.

Создание общенациональной сети обучающих центров сотрудников ИКС АПК России

Стабильность системы в значительной мере определяется ее внутренней структурой и организацией. Эффективно работающая общенациональная сеть должна включать в себя в качестве элементов обучающие институты различного иерархического уровня с четко определенными и не дублирующими функциями.

В частности, концепция развития системы обучения наряду с Федеральным Центром предполагает создать:

  • Сибирский филиал Федерального Центра Обучения на базе Омского Государственного Аграрного Университета (ОГАУ), который выполнял бы соответствующие функции подготовки кадров, методического и информационного обеспечения для регионов (региональных центров) Сибири и Дальнего Востока. Инициатива создания филиала со стороны Федерального Центра и ОГАУ нашла поддержку в Группах реализации проекта (ГРП) и компонента проекта (ГРКП), а также администрации Омской области. Кроме того, достигнута договоренность с Айовским Государственным Университетом (АГУ) об оказании им технической помощи при создании Сибирского филиала (АГУ с ОГАУ имеют двустороннее соглашение о сотрудничестве);
  • Региональные и межрегиональные центры обучения в других регионах России (Санкт-Петербург, Краснодар, Тверь, Орел, Саратов, Ярославль, Нижний Новгород, Волгоград, республика Чувашия и т.д.) на базе Аграрных Университетов, научно-исследовательских институтов или институтов повышения квалификации системы министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. Во многих из перечисленных регионов процесс создания центров уже инициирован и успешно продвигается.

При этом Федеральный Центр мог бы сконцентрировать свои усилия на подготовке высококвалифицированных кадров преподавателей для региональных центров, а также руководителей и специалистов федерального и регионального уровней, на разработке и распространении среди региональных центров новых учебных программ, учебно-методических, информационных, научных материалов и программных продуктов высокого качества. Кроме того, на стадии становления филиала и региональных центров Федеральный Центр мог бы обеспечить проведение серии выездных установочных и специальных семинаров в соответствующих регионах своими силами с привлечением местных преподавателей.

Создание филиала практического обучения Федерального Центра

Программы обучения сотрудников ИКС в Федеральном Центре включают знакомство слушателей с существующим опытом работы службы в России, а также проведение выездных занятий и выполнение заданий, основанных на изучении конкретных ситуаций (case-studies). В настоящее время для проведения практического обучения Центром используется база Учебно-консультационного Центра (УКЦ), созданного в рамках реализации совместной российско-американской программы "Российский фермерский проект" (РФП) в Дмитровском районе Московской области. Данное сотрудничество основывается на доброй воле МСХА им. К.А.Тимирязева, Федерального Центра и учредителей РФП. Федеральный Центр провел переговоры с представителями проекта, в результате которых выработано единое мнение: эффективное использование базы УКЦ для проведения практического обучения требует придания ему официального статуса филиала Федерального Центра с соответствующим улучшением его учебной базы за счет средств займа в рамках компонента СКИФ проекта АРИС, отпускаемых на создание Федерального Центра. Совместно подготовленное предложение о создании филиала передано на рассмотрение в ГРП и ГРКП. В случае его одобрения будет заключен договор о сотрудничестве между Бюро РФП и Федеральным Центром, который будет регламентировать деятельность филиала и регулировать отношения участвующих сторон.

Создание организационной структуры, объединяющей образование, научные исследования и консультирование

Важнейшим условием эффективно работающей службы "extension" является сочетание в ней функций образования, распространения знаний, науки и консультирования. Все эти функции в той или иной степени выполнялись в аграрном секторе России до создания информационно-консультационной службы. Однако эффект от их реализации был весьма низок в силу того, что они реализовывались в значительной мере отдельно друг от друга различными государственными структурами, не имевшими тесной связи между собой.

К сожалению, сложившаяся концепция развития компонента СКИФ проекта АРИС во многом повторяет данную ошибку. В частности, система подготовки кадров для ИКС АПК практически отделена от самой службы и функционирует почти самостоятельно без должной координации действий с федеральным и региональными центрами ИКС. Кроме того, процесс обучения в сфере "extension" должен базироваться не только на теоретических знаниях преподавателей, но и на практическом опыте работы службы. В связи с этим представляется целесообразным создание такой организационной структуры, которая могла бы объединить системы подготовки кадров, прикладных научных исследований и консультирования. Базой для данной структуры могла бы послужить МСХА им. К.А.Тимирязева, где уже функционирует Федеральный Центр Обучения, где сосредоточены высококвалифицированные кадры профессоров, преподавателей и научных сотрудников в различных областях сельскохозяйственной науки и практики, имеющих опыт консультирования, и где имеется достаточно мощная лабораторно-исследовательская база, обеспеченная опытным персоналом. В данную структуру, помимо Федерального Центра Обучения и его филиала в Дмитровском районе Московской области, может быть включен центр ИКС регионального (Московской области) уровня. Организация такой структуры с единой системой управления и координации действий позволит повысить эффективность всех направлений деятельности службы и сэкономить значительные финансовые средства. Сам Федеральный Центр, призванный готовить кадры для ИКС, должен аккумулировать и распространять не только последние достижения в области теоретических знаний и опыта в экстеншн, новейшей техники и технологий, но непосредственно участвовать совместно с другими федеральными и региональными структурами в формировании идеологии развития службы. Поэтому функции Центра не должны ограничиваться только обучением. Их следует расширить путем включения таких задач, как изучение потребностей сельских товаропроизводителей в услугах ИКС, сбор, обработка и распространение информации, подготовка и издание учебной, справочной, информационной и рекламной литературы, проведение конференций, симпозиумов, выставок и других научных и практических мероприятий для ИКС на федеральном уровне.

Подготовка молодых кадров для ИКС по специальным магистерским программам

Создание информационно-консультационной службы для аграрного сектора российской экономики требует адекватных изменений в системе высшего сельскохозяйственного образования России. В настоящее время ни один аграрный вуз не обеспечивает подготовки молодых специалистов с базовым образованием, направленным на службу экстеншн. Принимая во внимание опыт системы образования зарубежных стран с развитой службой экстеншн, можно предложить:

  • введение в учебные программы всех аграрных вузов России блоков дисциплин (обязательных или по выбору), непосредственно связанных с организацией и функционированием информационно-консультационной службы;
  • введение новых программ подготовки магистров в области ИКС в МСХА им.К.А.Тимирязева (с использованием базы Федерального Центра Обучения) и других ведущих аграрных Университетах России для последующего их использования в качестве сотрудников федеральных, региональных и районных структур ИКС, а также в качестве преподавателей центров обучения различных уровней;
  • включение лучших выпускников МСХА и других ведущих аграрных вузов России (не менее 15-20 чел. ежегодно) в магистерские программы (MSc и МВА), а также PhD-программы лучших Университетов США и Европы с целью подготовки высококвалифицированных молодых преподавателей Федерального Центра и его филиалов, знакомых с теорией и опытом работы зарубежных моделей службы. Опыт включения выпускников Тимирязевской академии в магистерские программы Айовского Государственного Университета уже имеется (в 1997 г. начата подготовка 3 выпускников МСХА в Колледже сельского хозяйства АГУ в рамках двустороннего соглашения о сотрудничестве и за счет средств Университета). В результате этого Центр приобретет к 2000 году минимум трех дипломированных специалистов со степенью магистра ("extension"-экономистов). Подготовка такого рода требует развития и расширения в ближайшие два года.

Реструктуризация процесса обучения в Федеральном Центре

Работа Центра в 1997 году акцентировалась на проведении учебных мероприятий в основном установочного характера для руководителей и сотрудников ИКС различного уровня, а также специальных семинаров для преподавателей федерального и регионального уровней. Это было связано с необходимостью реализации первого этапа обучения основам организации и функционирования информационно-консультационной службы и ускоренной подготовки преподавательского корпуса, способного мультиплицировать новые знания. План на 1998 год предполагает существенную реструктуризацию тематики обучения в сторону увеличения доли и абсолютного числа специальных (subject matter) семинаров по наиболее важным и перспективным направлениям при одновременном сокращении установочных семинаров.

Количество специальных семинаров и тематика обучения определялись на основе изучения потребностей регионов с помощью анкетирования.

Подготовка преподавателей высшей квалификации для Федерального Центра Обучения

Начатая в 1997 году подготовка преподавателей Центра посредством проведения учебных семинаров, конференций, work-shops в России на базе Центра и с привлечением специалистов и экспертов из-за рубежа, а также организации стажировок в лучших мировых центрах (Университетах) позволила в кратчайшие сроки сформировать квалифицированный и дееспособный коллектив, способный эффективно организовывать и проводить учебные мероприятия установочного характера, готовить и распространять учебно-методические материалы, пропагандировать передовой опыт функционирования информационно-консультационной службы. Однако планируемая реструктуризация учебного процесса в пользу увеличения доли специальных семинаров требует привлечения преподавателей, обладающих глубокими и современными знаниями в конкретных областях сельскохозяйственной науки и практики. При этом они должны обладать максимально полной информацией об имеющихся в мире моделях организации службы экстеншн, методах работы, опыте и принципах функционирования. При подборе данного состава преподавателей предполагается учитывать следующие требования к кандидатам:

  • высокий уровень квалификации в конкретной области знаний; стаж преподавательской работы;
  • наличие опыта в проведении прикладных научных исследований и консультировании;
  • возраст;
  • знание иностранного языка;
  • заинтересованность в участии в проводимых Центром образовательных и других мероприятиях.

В целях скорейшей подготовки отобранных преподавателей к полноценной и эффективной работе в Центре целесообразно проведение ряда семинаров по введению в экстеншн и методике преподавания на базе Центра, а также 1-2-месячных стажировок методом включения обучаемых в практическую работу служб экстеншн лучших центров Америки и Европы с учетом их специализации в Центре. Это позволит им в течение относительно коротких сроков приобрести ценный опыт и знания, необходимые для преподавания в Центре.

Текущие проблемы Федерального Центра Обучения Кадров ИКС

Весьма часто достижение стратегических целей развития системы в существенной мере зависит от принимаемых оперативных решений. Одной из важнейших проблем краткосрочного характера, но влияющей на общий ход развития системы, является отсутствие штатного расписания Федерального Центра.

Бюджет Центра на 1997 год не предполагал затрат на найм работников на постоянной основе. Поэтому в настоящий момент Центр не имеет ни одного штатного работника. Все сотрудники Центра являются совместителями. Это касается как основного, так и вспомогательного персонала. Временный статус работников не дает достаточной мотивации к труду, не обеспечивает стабильности положения сотрудников, как с материальной, так и психологической точки зрения, не позволяет полностью использовать рабочее время на выполнение задач Центра и, наконец, эффективно управлять коллективом. В связи с этим разработка и введение штатного расписания в 1998 году представляется одним из важнейших условий развития Центра.

Планируемая на 1998 год реструктуризация, развитие и совершенствование учебного процесса предполагают соответствующие изменения в структуре бюджета Центра. Проведение большого числа специальных семинаров по конкретным областям знаний, а также выездных учебных мероприятий требует разработки новых учебных программ для лекционных и практических курсов, методических материалов (manuals, case-studies etc.), прикладных компьютерных программ, учебников и учебных пособий. Одним из важнейших элементов работы Центра является изучение потребностей службы и непосредственно сельских товаропроизводителей в обучающих программах, методических материалах, программных средствах и т.п., организация обратной связи, а также мониторинг и оценка обучающего процесса. Все это требует соответствующих изменений в структуре бюджета без какого-либо увеличения общей суммы расходов по сравнению с бюджетом 1998 г.

Существенная (уже более чем на год) затяжка с началом реконструкции помещений Центра и закупкой учебного, офисного и коммуникационного оборудования приводит к ряду отрицательных последствий:

  • недостаточно высокий уровень технической оснащенности учебного процесса;
  • непроизводительные потери времени на организацию проведения обучающих мероприятий (аренда аудиторий, компьютерного, демонстрационного и прочего учебного оборудования, заказ услуг внешних организаций и т.д.);
  • отсутствие нормальных условий работы сотрудников Центра;
  • снижение оперативности решения многих принципиальных вопросов функционирования Центра;
  • дополнительные оперативные расходы на аренду аудиторий и компьютерных классов для проведения семинаров, на поддержание выделенных Тимирязевской академией помещений под Центр, на использование арендуемого оборудования и оплату транспортных и других услуг и т.д.

Результатом такого положения дел является отсутствие возможности полного использования потенциала Центра по проведению критически необходимого количества обучающих мероприятий на высоком методическом и техническом уровне. Концепция развития всей системы обучения в структуре ИКС требует соответствующего технического оснащения Федерального Центра Обучения, его филиалов, а также межрегиональных и региональных центров обучения. Только в этом случае в течение последних двух лет реализации проекта АРИС станет возможным создание достаточно сильной и устойчивой системы обучения сотрудников службы, способной самостоятельно и эффективно функционировать после завершения проекта.