ЦОК
ИКС АПК |
О
проекте создания комплексной системы передачи
знаний
сельским товаропроизводителям
Кошелев В.М., Алексанов Д.С., Корольков А.Ф.
Структурные сдвиги в аграрном секторе экономики, вызванные переходом России к рыночной экономике, привели к необходимости значительных изменений в системах аграрной науки и образования. Появление новых форм собственности, реформирование товарно-денежных отношений, возникновение новых субъектов хозяйствования и организационных структур побуждают организовать поиск ранее не существовавших или недостаточно развитых взаимоотношений между наукой, высшим и средним специальным образованием, системой повышения квалификации и сельскими товаропроизводителями.
1. Краткая информация о состоянии проблемы
В настоящее время в стране начат процесс создания различных форм сотрудничества образовательно-исследовательских учреждений (в первую очередь, университетов) с отраслевой наукой и производством. Существуют целые системы взаимоотношений, которые включают в себя ведение работ по отдельным контрактам с образовательными и производственными структурами, заключение промышленно-университетских исследовательских соглашений, ведение совместных исследований, финансируемых на основании полученных грантов, учреждение бесприбыльных корпораций, центров для кооперативных исследований, университетских научно-исследовательских центров и т.д. Успешно реализуемые взаимоотношения могут развиваться глубже и развиваются, как показывает практика, по пути более тесной интеграции.
Данный процесс сопровождается реформированием систем образования и переподготовки кадров для АПК и, в частности, специалистов и консультантов информационно-консультационной службы (ИКС), которая призвана объединить деятельность науки, образования и производства и направить ее на комплексное удовлетворение запросов сельских товаропроизводителей.
Важнейшим условием эффективно работающей информационно-консультационной службы является сочетание в ней функций образования, распространения знаний, науки и консультирования. Все эти функции в той или иной степени выполнялись в аграрном секторе России до создания информационно-консультационной службы. Однако эффект от их реализации был весьма низок в силу того, что они реализовывались в значительной мере отдельно друг от друга различными государственными структурами, не имевшими тесной связи между собой.
К сожалению, складывающаяся концепция развития ИКС во многом повторяет данную ошибку. В частности, система подготовки кадров для ИКС АПК практически отделена от самой службы и функционирует почти самостоятельно без должной координации действий с федеральным и региональными центрами ИКС. Кроме того, процесс обучения в сфере ИКС должен базироваться не только на теоретических знаниях преподавателей, но и на практическом опыте работы службы. В связи с этим представляется целесообразным создание такой организационной структуры, которая могла бы объединить системы подготовки кадров, прикладных научных исследований и консультирования. Базой для данной комплексной системы на региональном уровне могут служить ведущие аграрные университеты, где сосредоточены высококвалифицированные кадры профессоров, преподавателей и научных сотрудников в различных областях сельскохозяйственной науки и практики, имеющих опыт консультирования, и где имеется достаточно мощная лабораторно-исследовательская база, обеспеченная опытным персоналом.
На федеральном уровне в качестве головной организации предлагаемой структуры может служить Московская сельскохозяйственная академия (МСХА) им. К.А.Тимирязева.
На базе МСХА уже функционирует Федеральный Центр Обучения кадров ИКС, созданный в рамках реализации проекта Всемирного Банка "АРИС", в Дмитровском районе Московской области благодаря "Российскому фермерскому проекту" и с помощью МСХА основан и успешно функционирует Учебно-консультационный центр. Академия разработала и ввела учебные курсы для студентов и аспирантов непосредственно или косвенно связанные с информационно-консультационной службой в программы подготовки сотрудников федеральных, региональных и районных структур ИКС, а также преподавателей центров обучения регионального уровня. Работы по введению новых курсов и учебных программ проводятся совместно с Шотландским сельскохозяйственным колледжем в рамках проекта Британского Ноу-Хау Фонда "REAP", Университетами Хойенхайм (Германия) и Вагенинген (Голландия) с помощью проекта Европейского Союза "Tempus-Tacis", а также совместно с Айовским Государственным Университетом (США) в соответствии с двусторонним соглашением о сотрудничестве.
Ведется работа по созданию центра ИКС регионального (Московской области) уровня. МСХА проводит переговоры и консультации с администрацией Московской области по поводу основания такого центра в академии.
Кроме того, МСХА инициировала процесс создания Сибирского филиала Федерального Центра Обучения на базе Омского Государственного Аграрного Университета (ОмГАУ) за счет средств займа Всемирного Банка, местного бюджета, вкладов МСХА и ОмГАУ, а также внешних источников (Российские инвесторы, Айовский Государственный Университет, USAID).
Предлагаемая структура основана на американской модели Land-grant университетов, и ее создание включено в концепцию развития МСХА и в рабочий план сотрудничества между МСХА и Айовским Государственным Университетом на 1998 год.
Организация такой структуры с единой системой координации действий позволит повысить эффективность всех направлений деятельности службы и сэкономить значительные финансовые средства. МСХА как головная организация внутри данной структуры призвана не только готовить кадры высшей квалификации для отрасли, аккумулировать и распространять последние достижения в области теоретических знаний и опыта в АПК, новейшей техники и технологий, но непосредственно участвовать совместно с другими федеральными и региональными институтами в формировании идеологии развития отрасли. Функции такого Центра должны быть расширены путем включения в них задач по координации деятельности входящих в структуру научных, образовательных и других организаций, изучению потребностей сельских товаропроизводителей в услугах ИКС, сбору, обработке и распространению информации, подготовке и изданию учебной, справочной, информационной и рекламной литературы, проведению конференций, симпозиумов, выставок и других научных и практических мероприятий для ИКС и АПК в целом на федеральном уровне.
2. Стратегическая и тактическая цели проекта
Стратегическая цель: Содействие реформированию и развитию аграрного сектора экономики Российской Федерации с помощью создания комплексной системы передачи знаний сельским товаропроизводителям
Тактическая цель: Создание в России комплексной системы передачи знаний сельским товаропроизводителям. Система должна обеспечивать информационно-методическую основу принятия товаропроизводителями квалифицированных решений и строиться на базе действующей системы аграрного образования, повышения квалификации, научных исследований, проводимых организациями и учреждениями АПК Российской Федерации
3. Структура и идентификация проекта
Предлагаемый проект имеет сложную многокомпонентную структуру
Компоненты результатов (действий):
4. Описание действий и результатов реализации проекта
Основными действиями, едиными для реализации всего проекта в целом, предваряющими мероприятия по отдельным компонентам, являются:
Группы мероприятий по компонентам проекта:
1.1. Разработка и внедрение схемы финансирования научных исследований ориентированных на потребности сельских товаропроизводителей, включающей бюджетное и внебюджетное финансирование и элементы самоокупаемости (через систему ИКС)
1.2. Разработка и внедрение системы финансового менеджмента научными исследованиями в АПК и доведением их результатов до сельских товаропроизводителей
1.3. Разработка и внедрение механизма доведения новейших достижений аграрной науки непосредственно до сельских товаропроизводителей, а также оказания консультационных и информационных услуг
2.1. Разработка и утверждение в МСХП РФ учебных программ переподготовки кадров АПК
2.2. Открытие программ переподготовки руководителей, специалистов, консультантов и преподавателей аграрного сектора по основным перспективным направлениям в ведущих аграрных Университетах и центрах повышения квалификации для всех регионов России
3.1. Разработка концепции функционирования информационно-консультационной службы (ИКС), учитывающей мировой опыт и многообразие моделей формирования службы, а также региональные особенности отрасли
3.2. Апробация различных моделей формирования службы на базе пилотных проектов
3.3. Разработка и внедрение схемы финансирования системы ИКС АПК, включающей бюджетное и внебюджетное финансирование с элементами самоокупаемости
4.1. Разработка и утверждение в МСХП РФ и Госкомобразования учебных программ подготовки бакалавров, специалистов, магистров и кандидатов наук по основным специальностям (информационно-консультационная служба, агробизнес, агроэкология, аграрная экономика и т.д.)
4.2. Открытие программ многоуровневой системы образования в ведущих аграрных Университетах по подготовке специалистов и преподавателей высшей квалификации для всех регионов России
5. Допущения и риски
Основные допущения, принятые в расчет при разработке проекта, сводятся, главным образом, к оценке общей обстановки в аграрном секторе Российской Федерации и в системах сельскохозяйственной науки и образования в частности.
Одним из основных условий успешной реализации проекта является разработка государственной программы поддержки и развития аграрной науки и сельскохозяйственного образования. Такая программа должна быть направлена на формирование спроса со стороны предприятий АПК, а также предприятий и организаций, связанных с АПК, на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы в секторе, на организацию консалтинга и системы распространения знаний среди сельских товаропроизводителей и других работников сектора, на постоянное обновление технологий и развитие эффективного современного наукоемкого производства.
Вторым важнейшим условием достижения поставленных целей является включение в данную программу МСХА им. К.А.Тимирязева, других ведущих аграрных университетов, НИИ и институтов повышения квалификации. Реализация проекта должна способствовать активизации использования людских, материальных и финансовых ресурсов, переключению основных усилий на ключевые направления, где научная деятельность, образование и консультационные услуги пользуются сейчас повышенным спросом.
Риски, связанные с проектом, можно, таким образом, разделить на две основные категории:
- риски в области правительственной политики по отношению как к аграрному сектору в целом, так и к сельскохозяйственному образованию, науке и ИКС в частности; при продолжении кризиса в аграрном секторе реализация проекта не будет приносить ожидаемых результатов;
- финансовые (и технические) риски, связанные с тем, что отведенные на реализацию отдельных компонентов проекта средства окажутся недостаточными для полноценного осуществления мероприятий вследствие удорожания предполагаемых расходов.
По отношению к первой категории рисков сам проект выступает как одна из частей той программы, успешное осуществление которой должно способствовать подъему в секторе.
По отношению ко второй категории рисков в данной ситуации недостаточно традиционного включения в общую сумму затрат по проекту непредвиденных расходов в размере 5% или 10%. Резкие изменения в бюджетной политике государства, а также снижение покупательной способности как рубля, так и доллара (марки, иены и др.) на внутреннем российском рынке требуют разработки специальных мер по созданию предпосылок стабильности финансовых условий реализации проекта.
6. Этапы реализации проекта
Реализация проекта предполагает два основных этапа:
Первый этап ориентирован на достижение тактической цели полного проекта, которая одновременно является глобальной целью пилотного проекта. Пилотный проект имеет более ограниченный масштаб и количество участников. При этом сущность пилотного проекта, группы основных действий и мероприятий, набор компонентов, а также предполагаемые результаты практически повторяют таковые в полном проекте, отличаясь лишь степенью распространения.
На основе результатов реализации первого этапа будет сделан вывод о целесообразности их распространении на всю систему и о переходе ко второму этапу осуществления проекта.
|