|
||||||||||||||||||||
Совершенствование системы технического
обслуживания В связи с этим необходимо провести структурные преобразования, затрагивающие все подразделения комплекса, от производителей до потребителей, в том числе и вспомогательные отрасли, такие как технический сервис и рынок подержанной техники. Ключевым звеном технического сервиса является система технического обслуживания и ремонта (ТОР), направленная на поддержание техники в работоспособном состоянии, обеспечение высокой степени технической готовности МТП к выполнению сельскохозяйственных работ, снижение доли приведенных затрат в себестоимости производимой продукции. Совершенствование системы ТОР является одним из наиболее важных элементов программы развития АПК РФ, способное обеспечить поддержание исправного состояния имеющегося парка машин и подготовить условия для рационального использования поступающей техники. Анализ научных исследований по проблеме, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта позволили по-новому определить пути и основные направления совершенствования существующей системы ТОР. Это новое состоит в том, что в настоящее время к требованиям ресурсосбережения добавляются не менее актуальные требования обеспечения экологии и охраны окружающей среды, реализуемые путем создания и внедрения современных технологических процессов, способствующие повышению уровня механизации работ при ТОР, обеспечению безопасности жизни, здоровья людей и сохранности имущества. Таким образом, рассматриваемая проблема представляет собой синтез взаимосвязанных экологических, технико-экономических и социальных вопросов. Реализация указанных факторов опирается на разработанную в 1985 г. ГОСНИТИ и рядом НИИ "Комплексную систему технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве", которая является систематизирующим документом, содержащим основные концепции, положения и нормативы инженерного обеспечения работоспособности сельскохозяйственной техники и повышения уровня эффективности ее использования. Согласно комплексной системе реализуются три основные стратегии выполнения ремонтно-обслуживающих работ (С1, С2,С3):
Применение стратегии С1 обусловлено в связи с неизбежностью внезапных отказов, объем работ по устранению последствий которых составляет 8-10% общих объемов ремонтно-обслуживающих работ. Две последние стратегии имеют планово-предупредительный характер. Наибольшее распространение в сельхозпроизводстве в свое время, получила стратегия с жестким циклом регламентирования ремонтно-обслуживающих воздействий – С2. Для всех природно-климатических зон России и стран СНГ этой стратегией установлена единая периодичность технического обслуживания машин: для тракторов всех марок - трехступенчатая через 125, 500, 1000 мото-ч наработки с пересчетом этих значений на потребляемое топливо или механизированные работы. Допустимо отклонение норматива наработки в размере ±10%, без указания причины. Регламентированное техническое обслуживание (ТО) планируется, исходя из месячных планов-графиков, рекомендованных ГОСТ 20793. Опыт применения планов-графиков показал, что количество планируемых и фактически проведенных обслуживаний примерно совпадают по всему парку машин хозяйства. По отдельной конкретной машине это совпадение отсутствует из-за большой погрешности в планировании ее наработки по дням месяца. При этом составление планов-графиков и их корректировка в ходе работы машин является трудоемким процессом и при большом числе машин в хозяйстве не дает желаемого эффекта. Инженерная служба хозяйства практически не использует существующие методики планирования из-за громоздкости и несоответствия ценности результатов планирования затратам инженерного труда. В лучшем случае планирование заканчивается расчетом годового количества ТО по маркам тракторов, примерным распределением этих обслуживаний в течение года.Наиболее перспективно для организации рационального машиноиспользования применение новой стратегии ремонтно-обслуживающих работ, осуществляемых по состоянию машин – С3, которая требует совершенствования методов контроля технических параметров машин и оборудования, оснащения хозяйств и служб технического сервиса электронно-механическими средствами, подготовки и рационального использования кадров диагностов, использования ряда других факторов, в связи с недостаточным развитием которых стратегия С3 имеет весьма ограниченное применение. Требуется создание новых диагностических средств, обеспечивающих контроль всех нормируемых показателей потребительских свойств машиноиспользования. Достоинства и недостатки рассматриваемых стратегий приведены в таблице 1. Таблица 1. Сравнительная оценка стратегий ТО машин
В настоящее время предпочтение отдается более совершенной схеме управления процессами ТОР, предусматривающая определение состояния узлов путем инструментального контроля. Над созданием научных основ этой схемы работает ряд ведущих коллективов страны (ГОСНИТИ, ВИМ, ВИИТиН, МГАУ, ЧГАУ, Орловская ГСА, Волгоградская ГСА, СИБИМЭ, НАТИ, предприятия-изготовители и др.). Наиболее перспективным течением является автоматизация управления процессом ТО по результатам диагностирования узлов и соединений, которое требует внедрения современных информационных технологий на всех уровнях производства, начиная с бортовой электроники машины и заканчивая информационной системой, охватывающей все структуры АПК. Информационную систему управления процессом ТОР, можно разделить на три логических уровня:
Сбор осуществляется посредством оперативного мониторинга основных показателей, характеризующих состояние контролируемой системы, а хранение - после оперативной обработки значений этих показателей, при помощи баз данных. Обработка данных производится комбинированием следующих методов: комплексной статистической обработкой, математическим моделированием, экспертными системами, нечеткой логикой, нейросетевыми и генетическими алгоритмами и т.д. По всем этим методам существует программное обеспечение, позволяющее автоматизировать обработку данных. В совокупности эти методы составляют основу современных технологий прогнозирования на основе временных рядов данных, извлечения закономерностей из данных, систем поддержки принятия решений (СППР), что аккумулируется термином “интеллектуальный анализ данных” (ИАД). На этом уровне происходит управление потоками, интеграция, актуализация и согласование внутренней информации предприятия с внешними данными других организаций. Здесь тоже возможно применение программного обеспечения - так называемый “корпоративный информационный портал”, позволяющий автоматизировать следующий ряд мероприятий: коллективную работу инженерного состава с консалтинговыми службами, своевременное поступление отчетов и прогнозов, обеспечение каждого работника предприятия своим специально сформированным набором внутренних документов и новостей, сообщений коллег, выборок из баз данных, сообщений информационных агентств, результатов исследований и т.д. Таким образом, совершенствование системы ТОР, как и любое развитие научных знаний должно происходить во взаимосвязи с передовыми информационными технологиями. Е.А. Пучин, доктор технических наук А.Н. Петрищев, кандидат технических наук А.В. Станкунас
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||