|
||
Преимущества дистанционного
обучения Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, который базируется на использовании традиционных и новых информационных и телекоммуникационных технологиях и технических средствах. При этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. По зарубежной статистике, большинство студентов, обучающихся по дистанционной технологии - это люди, которые уже работают и хотят углубить свой профессиональный опыт без отрыва от производства. Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории. Дистанционная форма обучения позволит специалистам и консультантам обучаться и повышать свою квалификацию в удобном месте, в удобное время, в удобном темпе времени, используя имеющиеся компьютерные средства для общения с преподавателем Центра и другими участниками учебных программ, обмениваясь текстовыми сообщениями и по телефону. Интенсивность и продолжительность занятий при дистанционном обучении можно регулировать слушателю самостоятельно, и это тоже немаловажно. Способности у учащихся разные, и на то, чтобы освоить один и тот же материал, может потребоваться разное количество времени. Посещая обычные занятия, слушатель невольно становимся заложником учебного расписания. Технологии дистанционного обучения позволяют в любой момент по электронной почте или в режиме оп-1те связаться со своим преподавателем и задать ему любой вопрос, на любую тему, попросить объяснить любой материал. Учащийся может сам создавать свою программу обучения, исходя из своих профессиональных потребностей. Он может выбрать одну или несколько тем, один курс или систему курсов, не связывая это с получением какой-либо специальности. При этом составляется его индивидуальный план обучения. Одним из наиболее сложных вопросов проведения традиционного обучения является ограниченность времени, дороговизна обучающих мероприятий, которая связана с большими транспортными расходами, расходами на проживание, питание. Дистанционное обучение позволяет ликвидировать эти статьи расходов. Дистанционное обучение важно и с точки зрения психологии обучения. Дело в том, что в данном случае не возникает личных симпатий и антипатий преподавателя к студенту, связанных с его внешним видом, поведением, отношением к предметам не входящим в программу обучения и т.п. Система дистанционного обучения (ДО) - это индивидуальное обучение в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде, позволяющее, помимо обычных образовательных задач, решать достаточно эффективно и другие задачи. Например: поиск информации в системах телекоммуникаций и связи; ее обработку; обобщение и анализ, умение ориентироваться в незнакомой ситуации и совершенствовать свои знания. С повышением уровня развития средств телекоммуникаций и связи эти тенденции будут возрастать. Уникальность специалистов, обученных по технологии дистанционного обучения, заключается в том, что они практически готовы к работе в корпоративных информационных сетях и онлайновых библиотеках, и не требуют дополнительного времени на переподготовку и доучивание. Проведение занятий по технологии дистанционного обучения ориентируется на широкое использование активных методов обучения: анализ конкретных ситуаций, деловые игры, аудио тренинг, тестирование. Это позволяет совершенствовать существующую систему проведения семинаров и практических занятий. Дистанционное обучение предъявляет новые требования к учебным материалам. Основное требование - модульность построения (каждой дисциплине соответствует модуль, дающий целостное представление об определенной предметной области). Учебный материал может чередоваться с вопросами, отвечая на которые, учащийся контролирует степень усвоения материала и анализирует конкретную рабочую ситуацию. В дистанционном обучении широко применяются гипертекстовые документы, позволяющие экономить время на поиск необходимой информации, лучше усваивать материал благодаря цветному выделению ключевых моментов текста. Новые возможности представления учебного материала предъявляют новые требования к преподавателя. При этом изменяется его место и роль в учебном процессе. Задача преподавателя пояснять, как лучше изучать материал, консультировать. Ему необходимо знать все модули плана, их взаимосвязь между собой, четко прослеживать все междисциплинарные связи. В качестве основных можно выделить следующие изменения:
Все это в долгосрочной перспективе будет способствовать усовершенствованию многих курсов, повышению уровня обучения, позволит реализовать практический аспект преподаваемых знаний. Проведение обучения с использованием дистанционных технологий в долгосрочной перспективе позволит также решить следующие вопросы:
|
||
|
||