Назад в архив выпусков

Logo

БЮЛЛЕТЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 2001
Выпуск 2-й

 

Преимущества дистанционного обучения
для подготовки специалистов ИКС

В настоящее время потребность постоянного повышения уровня знаний и умений специалистов наиболее актуальна. Однако очная форма обучения не всегда приемлема. Напряженный график работы, семья удаленность учебного заведения заставляют сотрудника службы самообучаться или получать заочное образование. Самообучение при этом не всегда гарантирует достижение необходимого результата в получении знаний. В огромном потоке разнородной информации тяжело найти необходимый материал, отсутствует возможность консультаций со специалистами в нужной области. Заочное обучение предполагает получение какой-либо специальности по определенному плану. Оно ориентировано на использование печатных материалов, пересылаемых по обычной почте.

Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, который базируется на использовании традиционных и новых информационных и телекоммуникационных технологиях и технических средствах. При этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. По зарубежной статистике, большинство студентов, обучающихся по дистанционной технологии - это люди, которые уже работают и хотят углубить свой профессиональный опыт без отрыва от производства.

Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Дистанционная форма обучения позволит специалистам и консультантам обучаться и повышать свою квалификацию в удобном месте, в удобное время, в удобном темпе времени, используя имеющиеся компьютерные средства для общения с преподавателем Центра и другими участниками учебных программ, обмениваясь текстовыми сообщениями и по телефону.

Интенсивность и продолжительность занятий при дистанционном обучении можно регулировать слушателю самостоятельно, и это тоже немаловажно. Способности у учащихся разные, и на то, чтобы освоить один и тот же материал, может потребоваться разное количество времени. Посещая обычные занятия, слушатель невольно становимся заложником учебного расписания. Технологии дистанционного обучения позволяют в любой момент по электронной почте или в режиме оп-1те связаться со своим преподавателем и задать ему любой вопрос, на любую тему, попросить объяснить любой материал.

Учащийся может сам создавать свою программу обучения, исходя из своих профессиональных потребностей. Он может выбрать одну или несколько тем, один курс или систему курсов, не связывая это с получением какой-либо специальности. При этом составляется его индивидуальный план обучения.

Одним из наиболее сложных вопросов проведения традиционного обучения является ограниченность времени, дороговизна обучающих мероприятий, которая связана с большими транспортными расходами, расходами на проживание, питание. Дистанционное обучение позволяет ликвидировать эти статьи расходов.

Дистанционное обучение важно и с точки зрения психологии обучения. Дело в том, что в данном случае не возникает личных симпатий и антипатий преподавателя к студенту, связанных с его внешним видом, поведением, отношением к предметам не входящим в программу обучения и т.п.

Система дистанционного обучения (ДО) - это индивидуальное обучение в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде, позволяющее, помимо обычных образовательных задач, решать достаточно эффективно и другие задачи. Например: поиск информации в системах телекоммуникаций и связи; ее обработку; обобщение и анализ, умение ориентироваться в незнакомой ситуации и совершенствовать свои знания.

С повышением уровня развития средств телекоммуникаций и связи эти тенденции будут возрастать. Уникальность специалистов, обученных по технологии дистанционного обучения, заключается в том, что они практически готовы к работе в корпоративных информационных сетях и онлайновых библиотеках, и не требуют дополнительного времени на переподготовку и доучивание.

Проведение занятий по технологии дистанционного обучения ориентируется на широкое использование активных методов обучения:

анализ конкретных ситуаций, деловые игры, аудио тренинг, тестирование. Это позволяет совершенствовать существующую систему проведения семинаров и практических занятий.

Дистанционное обучение предъявляет новые требования к учебным материалам. Основное требование - модульность построения (каждой дисциплине соответствует модуль, дающий целостное представление об определенной предметной области). Учебный материал может чередоваться с вопросами, отвечая на которые, учащийся контролирует степень усвоения материала и анализирует конкретную рабочую ситуацию. В дистанционном обучении широко применяются гипертекстовые документы, позволяющие экономить время на поиск необходимой информации, лучше усваивать материал благодаря цветному выделению ключевых моментов текста.

Новые возможности представления учебного материала предъявляют новые требования к преподавателя. При этом изменяется его место и роль в учебном процессе. Задача преподавателя пояснять, как лучше изучать материал, консультировать. Ему необходимо знать все модули плана, их взаимосвязь между собой, четко прослеживать все междисциплинарные связи. В качестве основных можно выделить следующие изменения:

  • усложнение деятельности в разработке курсов;
  • необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных материалов;
  • усиление требований к качеству учебных материалов;
  • изменение роли в учебном процессе;
  • поддержка студента на всех этапах обучения;
  • возможность обратной связи преподавателя с каждым студентом.

Все это в долгосрочной перспективе будет способствовать усовершенствованию многих курсов, повышению уровня обучения, позволит реализовать практический аспект преподаваемых знаний.

Проведение обучения с использованием дистанционных технологий в долгосрочной перспективе позволит также решить следующие вопросы:

  • создания возможности расширения арсенала приемов и способов передачи знаний;
  • повышения эффективности распространения знаний для сельских товаропроизводителей через сеть ИКС;
  • повышения эффективности технологии предоставления доступа к научным разработкам в правовых, финансовых и организационных вопросах бизнеса;
  • осуществления пропаганды знаний путем практической демонстрации применения распространяемых знаний с четким выделением экономического эффекта, достигнутого в производстве с помощью этих знаний;
  • организации через региональные службы ИКС доступа сельских товаропроизводителей к внешним знаниям.

Процесс развития системы дистанционного обучения в Центре только начинается. Сейчас функционирует один из вариантов дистанционного обучения - с использованием кейсов (комплекта учебно-методических материалов для обучения). Эта технология доступна для всех работников информационно-консультационных служб желающих повысить свою квалификацию по вопросам финансирования проектов и обслуживания долга. Создаваемая система дистанционного обучения в Центре дополнит существующие очные курсы повышения квалификации. Она позволит активно использовать образовательный потенциал Центра обучения кадров.

В.В.Фролова, сотрудник ЦОК ИКС АПК

 

Бюллетень ИКС МО - выпуск 2-й (2001)

Главная страница | Цели и задачи | Наш коллектив | Календарь | Семинары | Информация | Филиалы
Материалы | Партнеры | Ссылки |
Обратная связь | Кафедра | Фотоархив
| Дистанционное обучение

Назад в архив
выпусков