TLogo01.jpg (5042 bytes)

Tempus-Tacis MP23199-2002
Академическая сеть по информационно-
консультационной деятельности  России


Семинар по дистанционному обучению


Итоги семинара "Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине для дистанционного обучения и использование eLearning Server 3000" (Москва 15-26 ноября 2004 года)

15-26 ноября 2004 года в рамках проекта ТЕМПУС МР-23199-2002 "Академическая сеть по информационно-консультационной деятельности в Российской Федерации" на базе МСХА имени К.А. Тимирязева и ЦОК ИКС АПК РФ был проведен семинар "Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине для дистанционного обучения и использование eLearning Server 3000".
Цель семинара: обучить преподавателей аграрных вузов основам создания дистанционных курсов по информационно-консультационному обеспечению АПК в среде eLearning Server 3000 (на примере учебного курса "Принципы и методы информационно-консультационной деятель-ности в АПК").

Основные задачи семинара
1. Ознакомление слушателей с методикой разработки учебно-методического комплекса (УМК) по дисциплине для дистанционного обучения.
2. Выработка общих подходов и единых требований к составу и содержанию компонентов УМК (на примере курса "Принципы и методы информационно-консультационной деятельности в АПК").
3. Ознакомление слушателей с системой управления обучением eLearning Server 3000 и получение навыков администрирования учебного курса.
4. Разработка учебно-методических материалов по модулям курса "Принципы и методы информационно-консультационной деятельности в АПК".
5. Размещение подготовленных учебно-методических материалов по курсу на сервере eLearning Server 3000 и отработка взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения.

Программа семинара
В соответствии с расписанием семинара в течение первой недели рассматривались проблемы и особенности разработки учебно-методического обеспечения дистанционного обучения, состав и структура УМК по дисциплине, методика разработки отдельных компонентов УМК, осуществлялось знакомство с системой управления обучением eLearning Server, излагались принципы работы в этой системе (регистрация курсов и преподавателей, составление расписания занятий и т.п.).
На второй неделе семинара отрабатывались навыки интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов в среде eLearning Server, проводилась работа в группах по подготовке учебно-методических материалов и презентаций, подводились и обсуждались результаты работы.
Семинар включал теоретико-методологические и практические занятия, а также самостоятельную работу слушателей в компьютерных классах. Во время самостоятельной работы слушатели готовили учебные материалы по модулям курса и отрабатывали навыки их размещения в среде eLearning Server 3000.

Формирование рабочих групп
В начале семинара слушатели были разбиты на 4 группы. Каждая группа получила задание разработать один из модулей курса "Принципы и методы информационно-консультационной деятельности в АПК".

В состав первой группы вошли Решетов К.Ю. (Ставропольский государственный аграрный университет), Акканина Н.В. (Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева), Суганова М.И. (Орловский государственный аграрный университет) и Балданова С.Н. (Бурятская государственная сельскохозяйственная академия). Ими разрабатывался модуль 1: "Теоретические основы функционирования информационно-консультационной службы", включающий следующие темы:
Тема 1. Сущность и историческое развитие ИКС;
Тема 2. Организация и тенденции развития ИКС в странах мира;
Тема 3. Основные принципы и функции ИКС.

Вторая группа была представлена следующими преподавателями: Демидов В.П. (Новосибирский государственный аграрный университет), Белоусов А.В. (Воронежский государственный аграрный университет), Поплавский В.Ф. (Ярославская государственная сельскохозяйственная академия) и Миргородская О.А. (Ставропольский государственный аграрный университет). Этой группе было предложено разработать модуль 2: "Методы деятельности ИКС", состоящий из тем:
Тема 1. Массовые методы деятельности ИКС;
Тема 2. Групповые методы деятельности ИКС;
Тема 3. Индивидуальные методы деятельности ИКС.

Состав третьей группы
: Миронов Д.В. (Самарская государственная сельскохозяйственная академия), Кораблин Н.В. (Ставропольский государственный аграрный университет), Скакун Т.В. (Омский государственный аграрный университет) и Власов В.И (Ставропольский государственный аграрный университет). Эта группа разрабатывала модуль 3: "Информационные технологии как средство коммуникации в работе ИКС". Темы этого модуля:
Тема 1. Коммуникация и методы работы ИКС;
Тема 2. Анализ использования и выбор наиболее действенных методов распространения информации;
Тема 3. Использование современных информационных технологий в работе ИКС.

В четвертую группу
вошли следующие представители: Русских Н.Г. (Приморская государственная сельскохозяйственная академия), Россохина О.А. (Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева), Селегененко Н.А. (Ставропольский государственный аграрный университет), Новик Е.В. (Санкт-Петербургский государственный аграрный университет) и Кальная-Дубинюк Т.П. (Национальный Аграрный Университет, Украина). Модуль, предложенный для разработки этой группе, назывался "Роль службы и организации взаимодействия с сельскими товаропроизводителями". Темами этого модуля являются:
Тема 1. Роль службы в системе знаний АПК: интеграция с аграрной наукой и образованием, распространение и применение инноваций;
Тема 2. Организация взаимодействия с сельскими товаропроизводи-телями;
Тема 3. Психологические и этические аспекты информационно-консультационной деятельности.

Итоговая оценка семинара
На заключительной встрече слушатели отметили, что семинар прошел на высоком уровне, за что сердечно поблагодарили всех организаторов и преподавателей.
По результатам обработки итоговых анкет слушателей семинар в целом был оценен на оценку 4,51. При этом оценка учебного процесса составила - 4,58, а организации семинара - 4,32.
Высокие баллы получили: аудитория и оборудование (4,80), наглядные средства обучения (4,75), устное изложение материала (4,69). Наименьшая оценка (3,53) была присвоена условиям проживания, что можно объяснить плохой отопительной системой в общежитии. Уровень преподавания на семинаре в целом получил оценку 4,57.
Наиболее высоко слушатели оценили лекции Стратонович Ю.Р. и  Гладких М.Ю (МСХА имени К.А. Тимирязева),  профессора Хоффманна (Университет Hohenheim).
Был также особо отмечен отличный перевод на русский язык лекций иностранных преподавателей, который осуществляла начальник отдела УМС Марина Александровна Политова.

Проблемы
Во время подведения итогов слушатели остановились на некоторых проблемах семинара. Они отметили:
* низкую скорость работы в сети Интернет в первые дни семинара;
* отдельные сбои в работе сервера дистанционного обучения (во время регистрации слушателей).
В качестве недостатка указывалось и то, что наглядные материалы иностранных преподавателей были представлены только на немецком языке. Это затрудняло восприятие учебного материала и усложняло работу слушателей.
Было высказано пожелание обратиться к разработчикам eLearning Server с просьбой осуществить доработку отдельных модулей системы, в частности:
* сделать более понятным интерфейс пользователя;
* усовершенствовать процедуру регистрации на сервере;
* упростить процедуру смены пароля для преподавателей и для студентов.

Планы на будущее
В течение декабря 2004 года - января 2005 года предполагается завершить создание дистанционного курса по дисциплине "Принципы и методы информационно-консультационной деятельности в АПК" и в феврале 2005 года разместить доработанные материалы на сервере дистанционного обучения МСХА имени К.А. Тимирязева (www.elearn.timacad.ru).
В ближайшей перспективе на сайте дистанционного обучения ЦОК ИКС АПК РФ планируется организовать форум участников семинара. На форуме будут обсуждаться проблемы разработки дистанционных курсов в среде eLearning Server 3000.
В феврале - марте 2005 года на основе разработанного учебно-методического обеспечения по дистанционному курсу "Принципы и методы информационно-консультационной деятельности в АПК" предполагается провести обучение пилотной группы слушателей.

Во время семинара слушателям был передан набор учебно-методических материалов по дистанционному обучению, информационно-консультационному обеспечению АПК (в печатном виде и на CD) для тиражирования и последующего использования в университетах.
На заключительном этапе работы семинара слушатели продемонстрировали презентации подготовленных учебно-методических материалов по модулям курса "Принципы и методы информационно-консультационной деятельности в АПК".
После обсуждения презентаций и подведения итогов семинара слушателям были вручены сертификаты участников.

        
Проект MP 23199-2002       Все проекты
                       


Разработка страницы и информация: А.Корольков