Агропромышленный
комплекс Московской области имеет в своем
составе развитое сельскохозяйственное
производство, предприятия по переработке молока
и мяса, производству пищевых продуктов,
хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов,
обслуживающие, торговые и мелиоративные
организации, рыбное и лесное хозяйство. По
специализации и направлениям деятельности
сельское хозяйство Подмосковья многогранно.
Кроме крупных товарных хозяйств овощемолочного
направления, птицефабрик, откормочных
комплексов, тепличных комбинатов здесь
сосредоточены сортоиспытательные станции и
участки, семеноводческие хозяйства по зерну,
многолетним травам и картофелю, племзаводы
крупного рогатого скота и птицы, конезаводы,
племенные предприятия по свиноводству,
звероводству и рыбоводству, работающие не только
на нужды области и Российской Федерации, но и
стран СНГ.
Подводя итоги работы в уходящем году,
нельзя не признать, что в сложной
общеэкономической и финансовой ситуации,
совместными усилиями тружеников села,
специалистов Министерства сельского хозяйства и
продовольствия при поддержке Правительства
Московской области и районных администраций
Агропромышленным комплексом Подмосковья сделан
шаг вперед на пути своего развития. Валовой сбор
зерна в 2.6 раза превысил уровень 1999 года. Выросло
производство картофеля (120,6 %) и овощей (112,6%).
Существенно укрепилась кормовая база. В зимовку
заготовлено в расчете на одну условную голову
скота по 22,6 центнера кормовых единиц, что на 4,9 ц
кормовых единиц больше прошлого года. Неплохие
результаты в растениеводстве позволяют
наращивать производство продукции
животноводства. В текущем году производство
молока в области возрастет на 6,6%, мяса - на 6,5% к
уровню 1999 года. От каждой фуражной коровы будет
получено 3950 кг молока, что на 383 кг больше уровня
1999 года. Подобный результат будет получен
впервые за последние 10 лет. Общий объем
производства сельскохозяйственной продукции в
сопоставимых ценах возрос к уровню прошлого года
на 11 процентов. Стоимость произведенной
продукции в действующих ценах составит около 16
млрд. рублей. В 2000 году в региональный фонд
продано более 100 тыс. тонн зерна, в том числе около
40 тыс. тонн - продовольственного.
Сельские товаропроизводители в полном
объеме выполнили договорные обязательства по
поставкам картофеля и овощей потребителям
Московской области и города Москвы. В город
Москву отгружено овощей – 150 тыс. тонн (112
процентов от договорных обязательств), картофеля
более 72 тыс. тонн (132 процента). Кроме того, в
хозяйствах заложено на хранение для последующей
реализации 150 тыс. тонн картофеля и овощей.
Потребители Московской области и города Москвы в
достатке обеспечены этими продуктами питания.
В уходящем году произошло значительное
обновление предприятий пищевой промышленности,
в результате расширился ассортимент и самое
главное – повысилось качество продукции.
На реконструкцию и техническое
перевооружение перерабатывающих предприятий
было направлено более 70 млн. рублей, в том числе 35
млн. рублей за счет использования льготного
налогообложения для предприятий мясной и
молочной промышленности в соответствии с
законом Московской области "О льготном
налогообложении в Московской области".
В 2000 году сельхозтоваропроизводителям
поставлено техники по лизингу на 156 млн. рублей.
Затраты капитального характера (мелиорация,
многолетние насаждения, газификация,
реконструкция производственных помещений) за
счет средств федерального бюджета составили 62,1
млн. рублей, областного бюджета – 25,5 млн. рублей.
В агропромышленном комплексе области
продолжается процесс реорганизации
сельскохозяйственных организаций, который
направлен на оздоровление их финансового
состояния. Варианты здесь самые разнообразные –
от разделения организаций на более мелкие
юридические лица путем выделения новых
самостоятельных структур и наоборот, создания
более крупных предприятий путем объединения
экономически сильных хозяйств с убыточными
сельскохозяйственными предприятиями, а также
созданию интеграционных структур с
промышленными, перерабатывающими и торговыми
предприятиями, иностранными фирмами. В настоящее
время в области создано и функционирует более 50
подобных объединений, которые успешно работают в
рыночных условиях, добиваются хороших
финансовых результатов.
Финансовое оздоровление и
реформирование неплатежеспособных
сельскохозяйственных организаций остается
важнейшим направлением в деятельности нашего
министерства. Решая эту задачу, мы столкнулись с
проблемой нехватки кадров, способных обеспечить
высокую продуктивность, устойчивость и
доходность своих предприятий, самостоятельно
находить решение по возникающим проблемам
хозяйственной и предпринимательской
деятельности.
Для этого на базе Московской
сельскохозяйственной академии им. К.А.
Тимирязева решено создать Московский областной
информационно-консультационный центр (МОИКЦ), а в
Домодедовском, Дмитровском, Лотошинском,
Сергиево-Посадском, Мытищинском, Коломенском и
Луховицком районах создать
информационно-консультационные службы (ИКЦ).
Возможности
информационно-консультационных служб позволят
принимать участие в следующих направлениях
деятельности органов управления АПК:
- реформирование коллективных хозяйств;
- кооперация и организация фермеров;
- аграрный маркетинг и конъюнктура рынка
сельскохозяйственной продукции;
- распространение инноваций;
- создание и развитие системы
финансово-экономического мониторинга АПК;
- анализ эффективности отдельных составляющих
аграрной политики и формирование новых ее
направлений.
На первоначальном этапе
финансирование мероприятий по созданию МОИКЦ и
ИКС будет осуществляться за счет областного и
местных бюджетов, затем деятельность вновь
созданных структур будет строиться на
самофинансировании и самоокупаемости.
Возрождение, развитие и повышение
эффективности аграрного сектора является
главной задачей Министерства сельского
хозяйства и продовольствия Московской области и
в этом деле мы вправе ожидать от создаваемой
службы существенной отдачи.